15 марта в Центральном доме архитектора в Москве состоялось торжественное открытие NORDIC WOOD - фестиваля деревянной архитектуры стран Скандинавии и Балтии, а также России. Фестиваль организован проектом АРХИWOOD совместно с журналом “Проект Балтия” и агентством «Правила Общения», при генеральной поддержке компании HONKA, а также при поддержке Союза московских архитекторов, Посольства Королевства Норвегии в России и компании «Вельский лес». Сокураторы проекта: Владимир Фролов, Мария Фадеева, Юлия Зинкевич, Николай Малинин. Первым событием фестиваля стал круглый стол, во время которого архитекторы и представители премий-участниц мероприятия обсудили особенности развития деревянной архитектуры в северных странах, Балтии и России. Своим взглядом на эту тему поделились финский архитектор Олави Копонен, шведы Бенгт Карлссон и Ола Нюландер (архитекторы и преподаватели университета Чалмерса), руководитель норвежской деревянной премии «Трепризен» Осмунд Бункхольт, советник той же премии Кнут Вернер-Линдберг Альсен, представитель датского архитектурного бюро AART Джеспер Холстрем, организатор эстонской премии AASTA PUITEHITIS Эрик Конзе, архитектор и член жюри латвийской премии Петерис Баярс, российские архитекторы Тотан Кузембаев и Николай Белоусов, сокураторы фестиваля Владимир Фролов (журнал «Проект Балтия») и Николай Малинин (премия АРХИWOOD). Модератором круглого стола выступила архитектурный критик и сокуратор NORDIC WOOD Мария Фадеева. Круглый стол начался с обсуждения вопроса о том, почему деревянную архитектуру сегодня выделяют в отдельную категорию, и учреждают в этой области специальные премии. По мнению Осмунда Бункхольта, причина заключается в распространенности и простоте использования дерева, а также в таком свойстве этого материала, как способность сообщать архитектурному строению особую идентичность. Упомянул представитель норвежской премии и об актуальности дерева как экологичного материала. Отвечая на тот же вопрос, Олави Копонен отметил человеческий масштаб построек из дерева, обусловленный конструктивными особенностями материала. Архитектор также обратил внимание на то, что деревянные здания – и это доказано научными исследованиями – нормализуют сердечные ритмы и успокаивают своих обитателей. Петерис Баярс поддержал тезис Копонена о сомасштабности деревянной архитектуры человеку. Отмечая традиционность деревянных домов для северных регионов, он выразил надежду на то, что мероприятия, подобные фестивалю NORDIC WOOD, помогут осознать дерево и как будущее архитектуры. Схожую мысль выразил Эрик Конзе, отметив, что все то, что мы планируем и проектируем сегодня, станет реальностью для наших детей, поэтому необходимо оставить потомкам правильное послание. «Дерево – это главный дар природы, - считает Конзе, - нас наградили самым удивительным материалом в мире. Я думаю, что у архитекторов есть неограниченные возможности для того, чтобы превратить работу с деревом в искусство». Продолжил эту мысль Николай Белоусов, подчеркнувший, что дерево - единственный материал, полностью возобновляемый за тот период времени, что существует возведенный из него дом. По окончании круглого стола гости и участники фестиваля NORDIC WOOD отправились осматривать саму выставку, состоящую из двух смысловых частей. Первая собрала проекты–победители скандинавских и балтийских архитектурных премий в области деревянной архитектуры (некоторые - из последнего вручения, другие за несколько лет), а также 10 самых интересных, по мнению экспертного совета АРХИWOOD, российских объектов из числа победителей премии. Вторую часть экспозиции составили совсем новые деревянных постройки 2012 года из всех стран–участниц выставки. Проекты представлены фотографиями, чертежами и описаниями, напечатанными на листах фанеры. Отдельным компонентом выставки стало проецируемое на стену слайд-шоу, состоящее из расширенной подборки фотографий наиболее интересных деревянных построек России, Скандинавии и Балтии за последние 10 лет. Дизайнерами проекта был также создан специальный стенд с инфографикой, отражающей географическое положение демонстрируемых построек и результаты проведенного кураторами сравнительного исследования премий. С экспозиции NORDIC WOOD началась работа нового событийного пространства Центрального дома архитектора – выставочного зала, много лет остававшегося недоступным публике. Экспозиционное решение разработано архитекторами Никитой Асадовым и Елизаветой Фонской (MADETOGETHER). За воплощение отвечал Иван Овчинников и МАФ (Мастерская архитектурных форм). В торжественной церемонии открытия выставки принял участие Его превосходительство Чрезвычайный и полномочный посол Королевства Дания в России Том Рисдаль Йенсен, который выступил перед гостями с приветственной речью: «Датское участие в этом фестивале показывает нашу вовлеченность в глобальный контекст. Восхитительно наблюдать за тем, как архитекторы из Скандинавии, Балтии и России не просто удивляются работам друг друга, но и обмениваются опытом и умениями в конкретных вопросах». Взяла слово на церемонии и атташе по культуре Посольства Королевства Норвегии в России Марит Санде Ингвилл: «Современная деревянная архитектура Норвегии может по праву называться преемницей древней традиции. Сегодня ведущие архитектурные бюро Норвегии, такие как Snohetta, Helen &Hard и другие обращаются к использованию дерева. Из него строят как частные дома,
так и крупные общественные здания. Поэтому мы не просто являемся одной из стран-участников фестиваля NORDIC WOOD, а решили поддержать его грантом от Посольства, вдохновившись энтузиазмом организаторов премии АРХИWOOD и ее руководителя Юлии Зинкевич». Также организаторы попросили каждого иностранного гостя фестиваля выделить наиболее понравившийся российский проект из числа представленных на выставке. Результаты этого «голосования» огласили во время церемонии. Голоса латвийского и датского архитекторов достались проекту «Красный пляж» в Вологде, от Надежды Снигиревой, Маргариты Ивановой и Татьяны Беловой из группы AVO!. Шведы выбрали «Ротонду» Александра Бродского, Эрик Конзе из Эстонии выделил проект Инфоцентра «АрхФермы» Ивана Овчинникова. Дома «Свитчер» Петра Костёлова и Алексея Розенберга понравился представителям Норвегии. После приветственных речей кураторов выставки вечер продолжился фуршетом и живой музыкой. Второй день фестиваля был посвящен лекционной программе. Первым выступил эстонец Эрик Конзе, активный пропагандист деревянной архитектуры. Конзе представил зрителям краткий обзор эстонской деревообрабатывающей промышленности и деревянной архитектуры. Он верит в то, что дерево – это материал будущего, способный удовлетворить любые требования - как эстетические, так и технические. Руководимая им премия уже десять лет работает над тем, чтобы расширить представления соотечественников о дереве и его возможностях. Один из самых ярких российских архитекторов, работающих с деревом, член экспертного совета и призер АРХИWOOD Тотан Кузембаев, рассказал иностранным коллегам о своих самых интересных реализованных проектах, среди которых частные дома, в том числе «Дом-Телескоп», рестораны, офис яхт-клуба и другие. Выступление шведских архитекторов Бенгта Карлссона и Олы Нюландера запомнилось гостям своей яркостью и эмоциональностью. Архитекторы заострили внимание на том, что дерево – это общая история, культура и география наших стран. Они напомнили зрителям, что Таежный лес, располагающийся в северной субарктической зоне и занимающий большую часть России и Скандинавии, – это общая для наших стран ландшафтная зона. Дерево как строительный материал, по мнению архитекторов, отличается простотой, функциональностью, особой красотой, надежностью и непреходящей современностью. Отмечая культурное и геополитическое родство России и Швеции, Карлссон и Нюландер убедили собравшихся в том, что развитие деревянной архитектуры – это актуальная задача для наших стран. Ола Нюландер коротко рассказал о своих проектах, включающих район деревянных домов в местечке Вискафорс, номинированный на премию «Трепризет» в 2012. Бенгт Карлссон продолжил речь коллеги рассказом о работе своего бюро Meter Architecture. Многие деревянные проекты этого бюро, такие как район деревянных домов Fiskpigan в городе Троса, загородный дом Röde Оrm, ресторан Wood в Гётеборге и сауна Tomtebo (представлена на выставке) получили признание в Швеции. Финский архитектор Олави Копонен, живущий и работающий во Франции, поделился со зрителями своей философией дома и деревянной архитектуры. «Самое важное для меня, - говорит Копонен, - это то, как здание связано со своим окружением, с местом. Здание должно создавать возможность для своих обитателей получить связь с окружающей средой». Светлые и просторные виллы «Лангбо» и «Лена» наполнены особым чувством природы. Копонену удается сочетать эту близость к природе со смелыми архитектурно-пространственными решениями. Его дом «Котило», построенный в 2006 для выставки в Эспоо, представляет собой цельное пространство, изогнутое спиралью, а вилла «Кари» спроектирована как обрамление центрального сада. Кроме частных домов и вилл Копонен также проектирует общественные здания во Франции. Представитель датского архитектурного бюро AART Джеспер Эриксен рассказал о работе студии, имеющей офисы в датском Орхусе и Норвежском Фредрикстаде и объединяющей 75 архитекторов, инженеров и дизайнеров. География проектов бюро AART весьма обширна, она включает Австралию, Британию, Норвегию, Швецию, Чили, Германию и другие страны. Среди многочисленных деревянных проектов датского бюро – «Центр природы Хиндсгавл», представленный на выставке, район многоквартирных деревянных домов Norwegian Wood в Ставангере, считающийся крупнейшим комплексом деревянных домов в северной Европе, и многие другие. Программа фестиваля NORDIC WOOD включает также профессиональный круглый стол «А теперь награждается…», призванный ответить на вопрос: «Архитектурные премии – инструмент рекламы или стимуляции развития отрасли?». 21 марта Международный день дерева отметили на фестивале кинолекцией москвоведа Дениса Ромодина «Деревянная архитектура в советском кино и мультипликации: от быта до романтики». 23 марта состоялась детская суббота на NORDIC WOOD с насыщенной программой для детей и их родителей от Детской творческой студии Союза московских архитекторов и издательства «Самокат». Каталог NORDIC WOOD на русском и английском языке, содержащий все объекты экспозиции, можно приобрести в офисе АРХИWOOD, в редакции журнала «Проект Балтия» и в книжных магазинах при музеях в Москве и Петербурге. http://www.m24.ru/videos/14284 Команда проекта: Продюсер фестиваля: Юлия Зинкевич (руководитель проекта АРХИWOOD). Сокураторы фестиваля: Владимир Фролов («Проект Балтия»), Мария Фадеева («Ведомости. Пятница», школа МАРШ), Николай Малинин (куратор АРХИWOOD). Экспозиция: Никита Асадов, Елизавета Фонская (MADETOGETHER). Реализация: Иван Овчинников и МАФ (Мастерская архитектурных форм) Инфографика: Филипп Кац Графический дизайн: Елена Бовичева, Алиса Гиль Перевод: Эдмунд Харрис, Анна Матвеева Мероприятие проводится по инициативе проекта АРХИWOOD Партнеры фестиваля: • Генеральный партнер: компания HONKA (Росса Ракенне СПб.) • Соорганизатор и пресс-служба – PR-агентство «Правила Общения». • Соорганизатор, предоставление информации, графический дизайн - Журнал «Проекта Балтия» • Союз московских архитекторов • Посольство Королевства Норвегия в РФ • Компания «Вельский лес» А также: • Сеть магазинов Design Boom • Компания Smart Balls • Компания BoConcept • Компания Whitehall, кальвадос Pere Magloire • Компания WonderWalls • Компания PIACERE • Издательство «Самокат» • Детская творческая студия Союза московских архитекторов Даты работы выставки: 15- 27 марта 2013 года. . Адрес: Москва, Центральный дом архитектора (Гранатный переулок 7/9)
гидромассажные ванны в краснодаре