Успенская часовня
Фото
Василий Шелемин, Михаил Ильин, Николай Малинин, ГИАЭМЗ «Кижи»
Зашивать деревянные церкви тесом стали в XIX веке. Реальной причиной было
то, что наиболее древние из них начали разрушаться под воздействием влаги.
Но забота о спасении быстро приобрела характер моды, бревенчатый сруб начал
казаться «архаикой», а очень хотелось, чтобы и «на местах» было
все, «как в городе» – ровненько и гладенько. Постепенно выяснилось,
что у обшивки есть свои минусы: здания начали подгнивать в неожиданных местах
– там, где стыки досок образовали карманы для снега и влаги. Обшивка режет
глаз многим энтузиастам деревянного зодчества (и Суслову, и Грабарю, и Красовскому),
но содрать ее решаются немногие. До революции таких примеров – единицы:
в 1904 году архитектор Андрей Каретников перебрал Никольскую церковь (1687)
в Зачачье, удалив «безобразившую церковь тесовую обшивку», а в 1912 году
то же самое сделали со Знаменской церковью в Ухтоме.
Революцию совершает великий советский реставратор Александр Ополовников.
Сработал хитроумный идеологический аргумент: «под позднейшей, инспирированной
попами, обшивкой скрываются шедевры подлинно народного творчества»! И памятники
деревянного зодчества начали массово освобождаться от тесовой обшивки (также
массово, как когда-то зашивались в нее). Срубы действительно заиграли на
солнце, но не прошло и полувека, как выяснилось, что, невзирая на технический
прогресс, на все средства химконсервации, лишенные обшивки срубы начали
быстро приходить в упадок. Однако авторитет Ополовникова был настолько прочен,
а его принцип, получивший силу идеологического догмата, настолько удобен,
что вернуться к обшивке долго никто не решается. Случаев, чтобы деревянный
храм зашили обратно, ни советская, ни постсоветская история не знала вплоть
до 2017 года.
Прецедент случился не где-нибудь, а в Кижах – главном полигоне Ополовникова.
Успенская часовня, датируемая концом XVII – первой половиной XVIII века,
была отреставрирована по его проекту в 1977 году. Именно тогда с нее сняли
тесовую обшивку и провели химконсервацию сруба. Часовня начала стремительно
разрушаться и следующую реставрацию пришлось проводить уже в 2009-2010 годах:
сруб был целиком перебран, заменены сгнившие бревна, добавлены утраченные
нижние венцы, устроен столбчатый железобетонный фундамент, отреставрированы
звонница и главка на срубе, восстановлено крыльцо, заменена кровля, перенастелен
пол (работы проводил АРЦ «Заонежье» под руководством В. Скопина по проекту
ЗАО «Лад»). Но это не помогло: бревна сохраняли несущую способность, но
пришли в очень плохое состояние и продолжали деградировать.
Приступая к очередной реставрации, специалисты музея «Кижи» с помощью резистографа,
который позволяет диагностировать внутреннее состояние деревянных конструкций
и выявлять аварийно-опасные элементы, проверили несущую способность исторических
бревен. По итогам исследования был сделан вывод, что в случае замены бревен,
находящихся в плохом состоянии, но не утративших несущую способность, в
общем объеме памятника останется всего 40 процентов исторического материала.
При этом части бревен, составляющие внешнюю часть сруба, сохранились значительно
хуже внутренних. В этой ситуации существовало два варианта дальнейших действий:
защитить исторический материал, обшив церковь тесом, или заменить поврежденные
элементы. Тщательно взвесив «за» и «против», специалисты-реставраторы остановились
на первом варианте.
Введите код с картинки для подтвержения вашего голоса: